Нравится процесс? Результат будет

Это основная мудрость насчёт обучения и дисциплины, которая пришла ко мне с годами. Люди похожи на дельфинов. Они могут сколько угодно уповать на дисциплину – а потом “прокрастинировать” и проводить своё время в социальных сетях, потому что “заслужили это”. Два часа соцсетей после получаса занятий, например, математикой. “Потому что я этого достойна”.

Люди похожи на дельфинов. Их надо заинтересовать и порадовать, иначе они просто уплывут и не будут прыгать через кольцо.

Толстеют обычно люди, которым нравится процесс еды (и которые себя не ограничивают, ага). Музыкантами становятся те, кто в упоении слушает несколько минут единственную ноту, сорвавшуюся со струны. (Иногда причём against all odds, как моя подруга, у которой слух был весьма условно, а теперь она поёт в барах, и ей это нравится.)

Я долго пыталась научиться бегать. Считала, что это придёт и надо просто ещё немного постараться и себя позаставлять. А потом стала включать себе аудиокнигу на пробежках. Свою любимую книгу (всё равно, что я её уже читала). И нервное ожидание результата превратилось в кайфовый медитативный процесс. Сегодня я спокойно пробегаю 10к за один раз, спустя год или два ненапряжного бега с книжкой (и с друзьями, кстати, это работает ещё круче книжек!).

А пост я этот пишу потому, что позавчера помогала своему брату с подготовкой к ОГЭ по английскому. Сначала идёт аудирование. Бесполый безэмоциональный голос вещает в течение минуты “прослушайте упражнение оно будет повторено два раза с интервалом 30 секунд”. Потом нужно вписывать текст в окошки. Три страницы заданий такого формата.

У брата как раз проблема в том, что он забивает на эти занятия. И я прекрасно понимаю, почему! Они мегаунылые. Особенно когда собираешься в таком режиме прорешать целую книжку. Мы просидели час с лишним и решили половину задания. Без комментариев, как говорится.

Понятно, что привыкание к унылости как необходимому компоненту нашей жизни – часть процесса взросления. Но перестаньте тогда, пожалуйста, жаловаться, что дети сидят “в компьютерах и в играх”, а не в этих голимых книжонках. Кому может понравиться унылый процесс колупания в выхолощенном английском от старых дев, когда есть возможность бороздить целые миры, специально созданные для удовольствия, любовно настроенные руками опытнейших геймдизайнеров, чтобы кривая обучения была достаточно плавной?

Образование в старом виде умирает. Возможно, кто-то возненавидит меня за эту строку, но пожилым леди стоит покинуть эту область и отдать её на растерзание людям моложе тридцати. Потому что у пожилых леди уже другие приоритеты: дом, дача, дети, внуки, да и вообще я заслуженный учитель, учу уже больше 30 лет, какая разница теперь, чьи ещё судьбы я мимоходом могу разрушить своей невнимательностью? “У этого ребёнка никогда не будет успехов по моему предмету!” Если бы я видела эту картину только один раз, когда она происходила со мной, я прошла бы мимо, наверное. Но это повторяется! Друзья мне рассказывают истории ещё покруче про этих самодовольных “заслуженных учителей”. Но не суть.

И уйти этим заслуженным свистунам придётся как раз по этой самой причине. Детям должен нравиться процесс обучения, это должна быть цепочка открытий, а не унылых проверок “Иванов, ты выучил домашнее задание? Нет? Два!!!”

(Я, кстати, прошу прощения у заслуженных учителей, которые это прочтут. Ну на всякий случай, хотя я уверена, что ни один не прочтёт: я же не пишу про методики преподавания.)

Вы ставите двойки родителям. За то, что они не посадили и не проследили, что ребёнок всё сделал. Но раните при этом ребёнка. А виноваты в истории вы. Потому что вы называете себя учителем, но не можете сделать процесс интересным. Вы – last frontier, некоторых детей будут бить за ваши двойки. И в основном это как раз дети, недалеко отошедшие от первобытного мира. Их интерес может спасти их. А отсутствие интереса может угробить.

Ладно, что-то я увлеклась руганием школы.

(Кстати, за всё время в школе у меня было 2 (два) учителя, которые смогли сделать процесс обучения интересным для всего класса. Их быстро уволили. Кажется, за незаполнение журналов.)

А теперь мы взрослые и получаем по шее за детские грехи. За те самые не случившиеся 10000 часов, которые нужно набрать, чтобы стать асом в какой-нибудь сфере. У кого-то мозг включился поздно, как у меня, например. У кого-то рано выключился из-за отсутствия интереса (unsurprisingly!). За те самые детские представления, что, например, математика – это скучная обязанность, от неё нужно поскорее отделаться и убежать.

Пару дней назад я взялась ради интереса решить листок с простыми математическими задачами. Да, решения искать интересно. Интересно выводить доказательства. Но товарищ, который попросил меня решить этот листок, совершенно верно диагностировал у меня выученную беспомощность – я пропустила несколько “задач, которые решил бы любой школьник”, потому что не знала, как к ним подступиться, и очень хотела поскорее закончить.

А очень хотеть поскорее закончить что-то – это HUGE red flag, означающий, что нужно пересмотреть подход к процессу. Или результата не будет.

Поэтому сейчас у меня впереди исследование, как сделать процесс изучения математики интересным и увлекательным, таким, чтобы в этом процессе хотелось находиться. Долго. Те, кто долго знает меня, сейчас немного офигеют от того, что я снова взялась за эту тему. Взялась, потому что долго задвигала её. А задвигала её потому, что все предыдущие попытки закончились провалом. Но я чувствую, что если я найду решение этой задачи, то оно будет полезно не только мне. Ну и why the hell not, anyway. (Тут можно возразить, что все люди разные, и то, что будет мотивировать меня, не факт, что сработает для Васи, но я уже знаю достаточно много Вась, которые работают так же, как я. Стандартная модель, типа.)